Историю иллюзионизма (иллюзии) исследователи уводят вглубь тысячелетий, ко времени Древнего Египта, где жрецы поражали верующих раскатами грома, неожиданно раздававшимися под сводами храма, и статуями, «плачущим молоком». Конечно, для достижения своих эффектов жрецы пользовались приёмами иллюзионизма (иллюзии), так же как и священнослужители более поздних времён пользовались ими для производства чудес, вроде «плачущих» икон или же свёртывающегося причастия.
Но все подобные опыты по большой части оставались в церковной сфере и не оказывали никакого влияния на развитие сценического иллюзионизма (иллюзии).
Сценический иллюзионизм (иллюзия) связан с наукой, и начало его расцвета относится к концу XVIII – началу XIX века, то есть к периоду великих открытий во всех областях человеческого знания.
Кстати говоря, все фокусники делятся на две группы: на иллюзионистов, использующих для своих фокусов различные механизмы, люки, зеркала, коробки, и на манипуляторов (престидижитаторов), демонстрирующих фокусы, используя ловкость и гибкость своих рук, в первую очередь пальцев. Первые фокусники чаще всего демонстрировали технические новинки, стремясь придавать своим опытам максимально эффективный характер. Интерес к подобным выступлениям был тем более велик, чем шире распространялась наука, особенно после Великой французской революции.
Характерно, что в XIX веке фокусники совсем не стремились к подчеркиванию таинственности представлений. Наоборот, их номера носили весёлый, светский характер. И только в XX веке, в ту пору, когда буржуазная интеллигенция начинает увлекаться мистицизмом, спиритизмом и другими подобными вещами, многие фокусники, иллюзионисты, напускают на себя таинственность, говорят о своих связях с «потусторонними» силами, о том ,что своё мастерство они получили по наследству от индусских факиров и египетских магов.
Что же касается XVIII и XIX веков, то в это время на сцене чаще всего выступали просто искусные механики, демонстрировавшие удивительные сконструированные ими аппараты. Так, в 1759 году в Москву приехал механик Пётр Дюмолин. В Немецкой слободе, в доме девицы Нечет, он показал механическую маленькую бернскую крестьянку, ткущую полотно, движущиеся карты и электрическую машину.
И в XIX веке многие фокусники продолжали показывать на сцене достижения науки. Так, некий Даблер среди вещей показывал микроскоп, «через который животные, обитающие в капле воды, казались гигантами»
Количество примеров легко увеличить. Однако, постоянно стремясь к максимальной зрелищности номеров, фокусники отходят от простой демонстрации механизмов и хотят теперь поразить зрителей своими опытами, заставить зрителей задуматься над тем, как эти опыты производятся. Характерны в этом отношении выступления мастера иллюзии, фокусника Боско, в этой - же манере выступал и Даблер. Лучшим его трюком был такой: он стрелял из пистолета, и мгновенно зажигались десятки свечей, расставленных по всей сцене на столах и в люстрах. Из числа многих фокусников, мастеров иллюзии выступавших в XIX веке в России, следует ещё назвать Фрикеля. Он брал бумагу, рвал её в клочки и бросал в цилиндр, откуда вытягивал затем нескончаемую бумажную ленту.
Совсем по-другому дело будет обстоять в начале XX века. В этот период большинство фокусников, мастеров иллюзии будет себя выдавать за индусских факиров, китайских волшебников, спиритов и ясновидящих, и их выступления всё больше будут приобретать какой-то мистический оттенок. Лучшие фокусники стремились к связям с наукой, к тому, чтобы их номера проходили весело и занимательно. Но, в то же время чем дальше, тем чаще фокусники окутывали и самих себя и свои опыты флёром мистики и иллюзии.
В наше время мастера иллюзии создают номера высокохудожественного уровня с помощью режиссёра, балетмейстера, номера артистичны, но вместе с этим и таинственны .Среди артистов иллюзии отметим артистов оригинального жанра «Трансформации костюма» Ольгу Петряеву и Максима Котова. Лауреаты Международных конкурсов и Фестивалей в Париже и Брюсселе в жанре иллюзии, призёры, Дипломанты. Артисты гастролировали в более 40 странах Мира и имеют огромный опыт в иллюзии.